Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
- Дети из многодетных малоимущих семей
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Положение
о социально-психологической службе
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»
города Грайворона Грайворонского района Белгородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями на 30 декабря 2021 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями от 21 января 2019 года, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и направления работы, содержание и виды деятельности службы, устанавливает права, обязанности и ответственность специалистов социально-психологической службы дошкольного образовательного учреждения, а также документацию и взаимоотношения.
1.3. Социально-психологическая служба ДОУ является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Под социально-психологической службой понимается организационная структура, в состав которой входят заведующий ДОУ (заместитель заведующего), педагог-психолог, социальный педагог. В случае необходимости привлекаются другие специалисты: учителя-логопеды, воспитатели (старшие воспитатели), медицинские работники, инспектор ТКДН.
1.5. Руководство, координацию и контроль деятельности членов социально-психологической службы осуществляет заведующий дошкольным образовательным учреждением.
1.6. Социально-психологическая служба осуществляет социальное, психологическое, педагогическое сопровождение участников образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения, предполагает их совместную деятельность и сотрудничество.
1.7. Деятельность социально-психологической службы основывается на соблюдении международных и российских законодательных актов об обеспечении защиты и развития личности ребенка. Служба руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г, Конвенцией о правах ребёнка, Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017г); Письмом Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», настоящего Положения, а также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.
1.8. Работа социально-психологической службы ориентирована как на воспитанников дошкольного образовательного учреждения, так и на административных, педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья.
1.9. Деятельность социально-психологической службы строится на принципах законности, уважения, соблюдения прав и интересов обратившегося, а также на достоверности предоставляемой информации, открытости, добровольности, конфиденциальности.
1.10. В своей деятельности социально-психологическая служба опирается на следующие принципы:
- приоритеты интересов воспитанника, обеспечение защиты его прав с учётом позиций других участников образовательных отношений;
- согласованность и взаимодействие различных специалистов в оказании помощи ребёнку;
- конфиденциальность;
- непрерывность и преемственность;
- превентивность.
-
1.11. Сотрудники социально-психологической службы ДОУ осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), администрации и педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.
1.12. Служба осуществляет свою деятельность в контакте с образовательными организациями, учреждениями здравоохранения, ОВД, КДН и ЗП, специалистом по охране прав детей, специалистами Управления образования.
2. Цель, задачи и содержание деятельности социально-психологической службы
2.1. Цель социально-психологической службы ДОУ – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные социально-психологические условия для успешного обучения, воспитания и психологического развития воспитанников в ситуациях взаимодействия, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
2.2. Основные задачи:
- диагностика;
- выявление детей, нуждающихся в социально-психологической помощи;
- дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социально-психологической, медицинской помощи;
- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающихся в социально-психологической поддержке;
- оказание помощи лицам, нуждающимся в социально-психологической поддержке;
- социальное, психологическое, педагогическое сопровождение участников образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения;
- обеспечение защиты прав личности воспитанников;
- изучение особенностей социального, психолого-педагогического развития воспитанников;
- предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
- помощь (содействие) воспитаннику в решении актуальных задач развития, воспитания, социализации;
- развитие социальной, психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических работников;
- оказания содействия в социально-психологической реабилитации семей воспитанников, находящихся в социально опасном положении;
- обеспечение взаимодействия между ДОУ и учреждениями по оказанию помощи детям и их семьям.
-
2.3. Социально-психологическая служба осуществляет социальное, психологическое, педагогическое сопровождение образовательной деятельности ДОУ, через следующие направления:
- диагностика;
- коррекция и развитие;
- консультирование;
- просвещение, повышение социально-психологической компетенции;
- профилактика.
-
2.4. Социально-психологическая служба ДОУ призвана содействовать:
- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;
- повышению качества образовательной деятельности на дошкольном уровне образования;
- повышению социально-психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения;
- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.
-
3. Направления работы
3.1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, у их родителей.
3.2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
3.3. Социально-психологическое. Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
3.4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у дошкольников.
3.5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения дошкольников, причин социального неблагополучия семьи.
3.6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.
3.7. Социально-медицинское.
4. Виды деятельности социально-педагогической службы
4.1. Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами социально-психологической службы ДОУ психодиагностической, коррекционно-развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
4.2. Прикладное направление: создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыкам всех участников образовательных отношений.
4.3. Социально-психологической просвещение – приобщение педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников и самих воспитанников к психологическим знаниям.
4.4. Социально-психологическая профилактика – сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников на всех этапах дошкольного возраста.
4.5. Консультирование – индивидуальное, групповое, семейное.
4.6. Диагностическая работа – выявление особенностей психического развития воспитанников, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей требованиям общества.
4.7. Коррекционная деятельность – составление рекомендаций по работе с детьми, имеющими проблемы в воспитании, обучении, поведении.
4.8. Осуществление взаимодействия с учреждениями и организациями для привлечения соответствующих специалистов в решении актуальных вопросов воспитанников и их родителей (законных представителей).
5. Права и обязанности специалистов социально-психологической службы
5.1. В своей профессиональной деятельности специалисты социально-психологической службы обязаны:
- руководствоваться нормативно-правовыми документами, указанными в п. 1.7 данного Положения о социально-педагогической службе, Уставом дошкольного образовательного учреждения;
- соблюдать этический кодекс социального педагога и педагога-психолога;
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не брать на себя решение вопросов, не выполнимых, с точки зрения современных требований психологической, социальной науки и практики;
- знать новейшие достижения социальной и психологической науки, применять современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
- вести необходимую документацию по установленной форме и использовать её исключительно в профессиональных целях;
- оказывать необходимую возможную помощь администрации ДОУ и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного социального и психического развития воспитанников;
- оказывать необходимую и возможную помощь воспитанникам, их родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем;
- проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком только с письменного согласия родителей (законных представителей);
- проводить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т.д.) с письменного согласия его родителей (законных представителей);
- участвовать в работе семинаров, педагогических советов ДОУ, конференций, проводимых вышестоящими организациями;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией дошкольного образовательного учреждения.
-
5.2. Специалисты социально-психологической службы имеют право:
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделение приоритетных направлений в определенный период;
- посещать занятия и мероприятия всех возрастных групп детского сада, с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью детей;
- осуществлять личный прием родителей, а также лиц их заменяющих;
- знакомиться с документацией дошкольного образовательного учреждения;
- принимать участие в педагогических советах, ПП консилиумах;
- вести работу по пропаганде социально-психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренинговых занятий;
- выступать с обобщением опыта своей работы на семинарах, научно-практических конференциях, в средствах массовой информации;
- обращаться за консультацией в муниципальные, региональные научно-методические и психолого-педагогические центры;
- обращаться в случае необходимости через администрацию ДОУ с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи воспитанникам дошкольного образовательного учреждения.
-
6. Ответственность сотрудников социально-психологической службы
6.1. Сотрудники социально-психологической службы ДОУ несут персональную ответственность:
- за жизнь и здоровье детей во время индивидуальных и групповых занятий и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод воспитанников во время проведения подобных мероприятий;
- за точность определения степени психического и социального развития;
- за правильность заключений, адекватность использованных диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность даваемых рекомендаций;
- за ход и результаты работы с воспитанниками разных возрастных групп;
- обоснованность выдаваемых решений;
- за надлежащий учет и контроль поступивших обращений педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников;
- достоверность представленной информации.
-
6.2. Специалисты социально-психологической службы рассматривают вопросы и принимают решения строго в рамках своей профессиональной компетенции.
6.3. Сотрудники несут ответственность за соблюдение конфиденциальности информации и неразглашение персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации службы в дошкольном образовательном учреждении.
7. Обеспечение деятельности социально-психологической службы
7.1. Деятельность социально-психологической службы ДОУ обеспечивается заведующим (заместителем заведующего) дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Для работы социально-психологической службы создаются условия, необходимые для успешного выполнения профессиональных обязанностей специалистов, с учетом специфики и требований к деятельности педагога-психолога, социального педагога.
7.3. График работы всех работников социально-психологической службы согласуется с администрацией дошкольного образовательного учреждения.
8. Документация социально-психологической службы
- Приказ о создании социально-психологической службы ДОУ;
- Положение о социально-психологической службе дошкольного образовательного учреждения http://ohrana-tryda.com/node/2215
- Журнал учета обращений педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников.
- График работы отдельных специалистов социально-психологической службы.
- План работы социально-психологической службы на учебный год.
- План работы социально-психологической службы на месяц.
- Отчет о работе социально-психологической службе за учебный год.
- аналитические справки о проделанной работе;
- методические рекомендации для воспитателей детского сада;
- рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
-
9. Взаимоотношения и связи по работе
9.1. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией дошкольного образовательного учреждения и родителями (законными представителями) дошкольников.
9.2. Место проведения: кабинет заместителя заведующего по воспитательной и методической работе.
9.3. Периодичность - по мере поступления заявок.
9.4. Деятельность социально-психологической службы осуществляется в соответствии с разработанным планом программы социально-психологической службы дошкольного образовательного учреждения.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о социально-психологической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
1). Проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет;
2). Подготовка по результатам обследования рекомендаций по созданию условий:
а) для получения ребёнком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
б) для подтверждения, уточнения или изменения ранее данных ЦПМПК (территориальных психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) рекомендаций;
в) для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программа основного общего, среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования (9 кл.) и среднего общего образования (11 кл.), с учетом их индивидуальных особенностей;
3). Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
4). Осуществление учёта данных детей с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах, детях, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории Белгородской области;
5). Осуществление взаимодействия с государственными медицинскими организациями Белгородской области, с Главным бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области;
6). Оказание Главному бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида.
ЦПМПК осуществляет координацию и организационно-методическое сопровождение ТПМПК.
Понедельник Пятница |
10.00 - 13.00 прием и комплексное обследование детей, работа с сопроводительной документацией 14.00 - 17.00 консультативный прием родителей (законных представителей) и специалистов 09.00-10.00, 17.00 - 18.00 Прием документов, работа с документацией |
Вторник Среда Четверг |
09.00 - 13.00 консультативный прием родителей (законных представителей) и специалистов 14.00 - 17.00 прием и комплексное обследование детей, работа с сопроводительной документацией 17.00-18.00 Прием документов, работа с документацией |
Контактная информация
Полное наименование учреждения: |
Областное государственное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» |
Сокращенное наименование учреждения: |
ОГБУ БРЦ ПМСС |
Адрес главного здания: |
г. Белгород, улица Привольная, д. 1 Режим работы: понедельник – пятница с 8.00 до 20.00 выходной – суббота, воскресенье |
Телефон (факс): |
+7(4722)205388 - администрация, бухгалтерия +7(4722)205389 - запись на приём, ЦПМПК +7(4722)205389 - РРЦ email:rrtsentr@mail.ru |
Структурные подразделения: |
Межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Волоконовского района и Валуйского округа (+7(930)0847987) Межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Борисовского района и Грайворонского городского округа (+7(980)5279737) Межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского района (+7(951)76401 |
Адрес электронной почты: |
Примечание: Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование проводится только после предварительного приема полного пакета документов. Для передачи документов на ЦПМПК и получения очной консультации специалистов требуется предварительная запись по телефону.